Известно, что у человека есть два типа внимания – произвольное и непроизвольное. Последний тип присутствует в нашей жизни постоянно. Дело в том, что наиболее часто не мы увлекаемся ситуацией или же каким-либо объектом, а наше внимание само приковывается к ним, помимо нашей сознательной воли. А произвольным вниманием называется внимание, которое подчинено нашей воле, мы сосредотачиваемся на решении какой либо задачи или мыслительного процесса, не отвлекаясь на посторонние факторы.
Зачем учиться управлять своим вниманием?
Такое непроизвольное внимание часто играет не в пользу актеров. При наличии множества зрительных раздражителей, к примеру, ярких сценических декораций, новых людей и ситуаций внимание то и дело переключается между такими объектами, отвлекая от главной цели. В такой ситуации актер, произнося сценическую речь, непроизвольно думает о сторонних факторах, что мешает ему «вжиться» в роль и соответствовать своему образу.
Именно поэтому нужно учиться управлять своим вниманием и выработать в себе умение сосредотачиваться при необходимости. Абстрагироваться от раздражителей достаточно не просто в актерской карьере, поскольку сосредоточиться, мешает волнение перед выступлением, обдумывание реакции зрительного зала, чувство долга перед коллегами и т.д. Все это приводит к постановочным оплошностям, что оставляет непоправимый след в актерской карьере.
Обучение
Упражнения можно проводить как на специальных курсах, так и самостоятельно. Первой задачей является обучение концентрации внимания. Для этого можно взять любой предмет из домашней утвари и на протяжении трех-пяти минут не только не спускать с него взгляд, но и мысленно сосредоточиться на нем. Можно в уме задавать вопросы о цвете, форме, назначению предмета и прочие. Затем нужно закрыть глаза и вспомнить все детали изучаемого объекта. Далее требуется взять во внимание более отдаленные предметы и повторить процедуру снова. После успешных попыток нужно переходить на более сложный уровень – изучение пейзажа или общей обстановки незнакомого помещения, также воссоздать в памяти все детали увиденного. Самая сложная часть заключается в последовательном чередовании таких уровней. Если внимание переключается самостоятельно, то его нужно возвращать обратно усилием воли.
На основе такой базы можно продолжать обучение посредством концентрации внимания на запахах, собственной фантазии, лицах окружающих и т.д. При этом если сначала на предмете нужно концентрироваться пять минут, то для сложных упражнений следует отводить более длительный отрезок времени, которого будет достаточно для изложения в уме всех деталей прорабатываемой картины.
Комментарии