Правильная постановка речевого дыхания - это залог успешной дикции, а без успешной дикции фактически невозможно актерское мастерство, за исключением молчаливых ролей. Красиво поставить голос невозможно без правильной методики речевого дыхания. Начинается постановка голоса с постановкой речевого дыхания при помощи различных методик.
Особенности дыхания
Первое чему надо научиться, это делать правильный вдох и правильный выдох. При этом вдыхая воздух, надо делать так, чтобы вдох получался, объемным и быстрым. Не стоит растягивать вдох, вдыхать надо коротко, как делают боксеры или другие спортсмены, а вот выдыхать надо медленно, плавно. Разумеется, если попытаться так дышать без тренировок, то изначально получаться не будет, будет ощущаться нехватка воздуха, головокружение и т.д. Для правильного речевого дыхания необходимы регулярные тренировки диафрагмы. Цель упражнений направленных на укрепление диафрагмы, это придание вдоху бесшумности, а выдоху правильной динамики.
Человек может дышать по-разному, существует поверхностный тип дыхания, когда при вдохе задействованная лишь верхняя часть грудной клетки. Дыхание может происходить и при полном подъеме грудной клетки и заполнения всего объема легких кислородов, так к примеру, дышат певцы, заполняя всю грудную клетку воздухом, а потом выдыхая с исполнением нот и октав. Но наиболее оптимальным типом дыхания, является диафрагменное дыхания, это наименее утомительный тип дыхания и он идеально подходит для речевого аппарата. Именно диафрагменное дыхание развивают большинство театральных актеров. При диафрагменном дыхании, весь объем легких полностью наполняется воздухом, как и при грудном дыхании, только в отличие от грудного дыхания, при диафрагменном объем легких заполняется постепенно.
К сожалению, большинство людей, страдают синдромом поверхностного дыхания, а это крайне вредная привычка. При поверхностном дыхании, человеческие легкие заполняются лишь на 25-30% от общего объема, а это вредит нервной системе и обмену веществ в организме. При поверхностном дыхании невозможно правильно поставить голос, т.к. кислорода будет постоянно не хватать. Если попытаться перевести поверхностное дыхание на диафрагменное, можно сразу заметить изменения в голосе. Голос станет более плавным, перестанет быть прерывистым и затихающим. Для актера вообще крайне важно развивать в себе навык диафрагменного дыхания, т.к. помимо правильного голоса, оно еще и расслабляет нервную систему, снимая с нее лишнее напряжение, которое недопустимо при исполнении ролей.
Комментарии